Урок
математики в 4 классе по теме «Деление на однозначное число».
Цели:
сформировать способность к делению многозначного числа на
однозначное
Задачи:
1)Актуализировать
знание нумерации многозначных чисел, приемы
умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и
правило деления суммы на число.
2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,
математическую речь.
3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,
обобщение.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник «Математика» Б. П. Гейдман
Ход урока:
1.
Орг.
момент.
2.
Чистописание.
Запись
числа 2012
3.
Устный
счет.
-
Прочтите число, записанное на доске. Что
о нем можно сказать? (четырехзначное, четное и т. д.)
- Какая цифра стоит в разряде единиц тысяч? В
разряде десятков?
- Назовите соседей числа 2012.
-
Увеличьте число 2012 на 5 сотен. Что у вас получилось? Найдите это число на
карточке и раскрасьте красным цветом.
-
Если я зачеркну первые 2 цифры, на сколько уменьшится число? Найдите число 2000
на карточке и раскрасьте его красным карандашом.
4. Работа по теме урока.
1) Актуализация знаний.
-
Вчера мы с вами учились делить трехзначные числа на однозначные в столбик.
Сегодня я хочу проверить, как вы усвоили этот материал. Разделите число 576 на
3.
-
Найдите число 192 на карточке и раскрасьте его красным карандашом.
2) Проблемная ситуация.
- Разделите число 392 на 4.
3) Объяснение нового
материала.
- Разделим число 392 на 4. С чего начать
деление? Надо определить первое неполное делимое и количество цифр в частном. 3
не может быть первым неполным делимым, т.к. 3 разделить на 4 будет 0 и остаток
1, а с 0 запись частного не может начинаться, т.к. нет чисел, которые
начинаются с нуля. Поэтому первое неполное делимое – 39. Оно обозначает
десятки.
392 : 4
-
Значит, первая цифра в частном тоже будет обозначать десятки. А если в числе
есть десятки, то оно содержит в себе и разряд единиц. Поставим 2 точки в
частном.
392 4
··
-
Подбираем первую цифру частного, т.е. делим первое неполное делимое 39 на 4.
Получится 9. Запишем 9 в значении частного в разряде десятков. Узнаем, сколько
десятков разделили без остатка.
392 4 9 ·
4 = 36
··
-
Найдем остаток.
39
– 36 = 3
392 4 9 ·
4 = 36
36 9·
3
-
Остаток 3 меньше делителя 4.
-
Образуем второе неполное делимое. Запишем цифру следующего разряда делимого
рядом с остатком. Получаем число 32.
392 4 9 ·
4 = 36
36 9·
32
-
Число 32 обозначает единицы. Продолжим деление: 32 : 4 = 8. Запишем цифру 8 в
значении частного в разряде единиц. Узнаем, есть ли остаток? Для этого сначала
умножим 4 на 8 = 32. Теперь вычтем 32 из 32. Остаток 0.
392 4 4 ·
9 = 36
36 98 4 ·
8 = 32
32
32
0
Деление
выполнено без остатка. Читаем ответ: 98.
-
Проблема решена? Найдите число 98 на карточке и раскрасьте его красным
карандашом.
Физминутка.
4) Работа по учебнику.
-
Давайте с вами потренируемся решать аналогичные примеры. Откройте учебники на
стр. 37 № 4 (с комментированием у доски).
-
Найдите число 237 на карточке и раскрасьте красным карандашом.
-
Найдите число 437 на карточке и раскрасьте красным карандашом.
№
6 – у доски.
S
= 225 м2
В
– 9 м
А
- ?
Р
- ?
1) 225
: 9 = 25 (м) – длина
2) (25
+ 9) ·
2 = 68 (м) – периметр
Ответ: 68 метров.
- Найдите числа 25 и 68
на карточке и раскрасьте красным карандашом.
5)
Самостоятельная работа.
№ 8 – по вариантам
(136, 282)
5.
Рефлексия
учебной деятельности.
-
Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке
открытие.
- вы работали сегодня с желанием?(…)
- Были у вас затруднения? (…)
- Продвинулись вы по пути открытия новых знаний?
- Довольны ли вы своей работой?
- Оцените работу класса.
|